» Сейчас на сайте: 10 |
0 пользователей и 10 гостей |
Все Пользователи не на сайте |
Рекорд одновременного пребывания 1,894, это было 08.01.2018 в 11:22. |
|
» Города мира |
Город (регион): Карнак Страна: Египет
Карнак — исторический памятник в
Верхнем Египте, севернее Луксора. Местонахождение древнего храма
бога Амона, а также чтившихся вместе с ним богини Мут и богов Монту
и Хонсу в Фивах (египетское название храма — Ипет-сут, «(Самое)
избранное из (всех) мест»). Храм Ипет-сут, известный в наши дни под
названием Карнакского комплекса, был главной святыней египетского
государства на протяжении 2 тыс. лет. Сооружавшийся и украшавшийся
несчетными поколениями царей, Карнак был административным центром и
главной достопримечательностью восточной части Фив. Карнакский
храмовый комплекс состоит из трех больших частей, посвященных
«владыке Фив» — солнечному богу Амону-Ра, его супруге,
покровительнице цариц богине Мут и их сыну — лунному богу Хонсу.
Святилище на территории Карнака могло возникнуть еще около XXVIII в.
до н. э., самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе
Среднего царства (например, так называемый Белый храм Сенусерта I;
XX в. до н. э.).
В начале Нового царства (c XVI в. до н. э.) Карнак из небольшого
храма превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый из
фараонов, едва взойдя на престол, начинал сооружение своего
собственного вклада в расширение обители своего божественного отца
Амона и стремился придать храмовым постройкам в Карнаке большее
величие и блеск, чем его предшественник. Властители не всегда
относились с достаточным почтением к постройкам своих
предшественников: храмы перестраивались, надписи переписывались
заново. В XVI в. до н. э. по приказу царя Тутмоса I выдающийся
зодчий Инени украшает новое святилище гигантскими обелисками и
колоссальными статуями, изображающими царя в образе бога Осириса.
Барельефы на внутренних и наружных стенах изображают фараона при
совершении ритуальных действий.
Эту грандиозную строительную программу продолжила дочь Тутмоса I —
знаменитая фараон-женщина Хатшепсут. Перестройкой и расширением
Карнака лично руководили зодчие Хапусенеб и Сененмут — «начальники
всех работ» царицы, создавая новый храм, называвшийся «Хатшепсут
божественна в памятниках». Из восхитительного красного песчаника
построили новое помещение для священной ладьи бога, отделанное
изящными рельефами, неподалеку от которого были воздвигнуты 2
обелиска из красного асуанского гранита, высотой 30 м каждый.
Гранитные колоссы были покрыты золотом и электрумом.
Преемник царицы фараон Тутмос III Ахменну построенный в Карнаке
большой юбилейный храм — «Блистательный памятниками». Судя по одной
из надписей, посвященных сооружению храма, фараон лично участвовал в
создании плана сооружения. Колонны храма, уникальные по своей форме,
имитируют собой тонкие расписанные столбы царского паланкина, под
сенью которого совершался ритуал обновления жизненных сил царя. У
входа в зал Тутмоса III, в небольшом помещении, расположенном в
юго-западной части Ахменну, была найдена знаменитая стела Карнака,
представляющая Тутмоса III в момент принесения жертв в честь 62
своих предшественников. Это так называемый «Царский список Карнака»
— перечень всех царей-предков Тутмоса III. Оригинал находится в
парижском Лувре. На барельефах фараон изображен во время охоты и
атлетических соревнований.
Неподалеку находится и знаменитый «Ботанический сад» — одно из
боковых помещений, на стенах которого были изображены сотни
различных животных и растений, обитавших как в долине Нила, так и в
Сирии-Палестине, где Тутмос III провел многие годы своей жизни,
захватывая вражеские города и земли. Хотя сохранилась только
небольшая нижняя часть этого строения, но и на ней видны любопытные
изображения растений и животных, которых Тутмос привез в Египет из
Сирии в дар Амону.
В центральной части храма Амона при Тутмосе III был также возведен
знаменитый «Зал анналов», на стены которого были перенесены рассказы
о военных подвигах царя в чужеземных странах, первоначально
записанные на кожаных свитках личным летописцем фараона, вельможей
Чанини, сопровождавшего своего повелителя во всех его походах. В
центре «Зала анналов» установлены два высоких геральдических столба
с изображениями папируса и лилии, священных растений Нижнего и
Верхнего Египта.
В северной части Карнакского комплекса в память о своих победах в
Азии Тутмос III возвел особый храм, посвященный так называемой
мемфисской триаде — львиноголовой богине войны Сехмет (Сохмет), ее
супругу «прекрасноликому» Птаху (Пта) и их «лотосоподобному» сыну
Нефертуму. В темном святилище храма и до сих пор стоит культовая
статуя Сехмет чуть выше человеческого роста, увенчана массивным
солнечным диском. В руках богини — скипетр-папирус уадж, символ
вечной молодости и анх, символ вечной жизни. Солнечный луч, попадая
в святилище через специальное отверстие на потолке, касается
невероятно живого, и в то же время гранитного львиного лика богини.
Богиня-львица Сехмет очень часто отождествлялась с фиванской Мут,
также иногда изображавшейся львиноголовой. От когда-то
величественного храма супруги Амона-Ра, сооружениями в котором
гордились многие великие властители эпохи Нового царства, остались
лишь заросшие тростником и пальмами развалины, груды камней с
рельефами. На юге Карнака на берегах почти пересохшего
подковообразного озера Ишеру, обрамлявшего в древности территорию
комплекса Мут, и сегодня высятся десятки разбитых гранитных статуй
Сехмет. Более 700 статуй этой грозной богини были воздвигнуты вокруг
нового храма Мут Аменхотепом III, чтобы дочь Солнца отозвала от
Египта свои болезнетворные стрелы и в стране воцарилась гармония.
Аменхотеп III пожертвовал новый храм и сыну Амона и Мут — лунному
Хонсу, а также укрепил берега огромного Священного озера,
расположенного на территории комплекса Амона, и водрузил рядом с ним
гигантского каменного скарабея, воплощение бога Хепри —
созидательного утреннего солнца. В Священном озере жрецы четыре раза
в день совершали ритуальные омовения. С площадки над озером
открывается великолепный вид на Карнак.
В I тыс. до н. э. в Карнаке возводятся небольшие святилища Осириса.
В XIII в. до н.э. началась новая эпоха необычайного расцвета Карнака.
При Сети I, втором царе XIX династии и его сыне — Рамсесе II
Великом, в храме Амона был воздвигнут грандиозный гипостильный
(колонный) зал (конец XIV — начало XIII вв. до н. э.), 103 м в
ширину и 52 м в глубину, который насчитывает 144 колонны. 12 колонн
среднего прохода высотой в 19,5 м, с капителями в виде раскрытых
цветов папируса. Более низкие колонны боковых проходов выполнены в
виде связок нераспустившихся стеблей этого растения. Стволы колонн
были покрыты великолепными рельефами общей площадью 24282 кв. м и
отделаны листами золота. От золота не осталось и следа, а
потускневшие краски сохранились лишь на некоторых капителях колонн.
Сотни тысяч иероглифов, прославляющие царские деяния, покрывают эти
колонны.
Строительство в Карнаке продолжалось и в последовавшие за падением
Нового царства века смут, гражданских войн и иноземных нашествий.
Цари-чужеземцы считали украшение главного святилища страны своей
первостепенной обязанностью, данью уважения к величию Египта, на
престоле которого они оказались. В IV в. до н. э., во времена
правления XXX династии, Карнак переживал последний период своего
расцвета. Была расширена древняя пристань на берегу искусственного
озера, соединенного с Нилом. От нее аллея овноголовых сфинксов ведет
к массиву гигантского первого пилона, воздвигнутого по приказу
Нектанеба I, но незавершенного ввиду нехватки средств и сил. В
открывающемся за пилоном Нектанеба первом дворе храма встречаются
эпохи, события и цари: гигантский колосс Рамсеса II Великого,
изображенного вместе со своей дочерью-супругой Бент-Анат стоит здесь
рядом с колоннадой нубийского царя Тахарки, а небольшие святилища
Сети II и Рамсеса III соседствуют с рельефами, изображающими в
одеяниях египетских фараонов царей династии Птолемеев. Последний
правитель, строивший на его территории — римский император Домициан
(81-96 гг. н. э.). С Луксором Карнак соединяет аллея сфинксов (время
Аменхотепа III; начало XIV в. до н. э.).
|
|
|